solnechnyss.ru - официальный сайт
Станция, что зеленым светофором просигналила поезду отправление, стоит на Транссибирской магистрали и еще с прошлого века носит звонкое имя Бам.
История нашего поселка начинается в теперь уже далекие 20-30 годы прошлого века. В начале 30-х годов возникла необходимость строительства второй магистральной железной дороги в Сибири и на Дальнем Востоке.
13 апреля 1932 года Совет Народных Комиссаров принял постановление «О строительстве Байкал о-Амурской магистрали». В этом документе впервые прозвучало название будущей железной дороги - БАМ. В октябре 1932 года начались изыскания трассы БАМа.
17 июня 1932 года изыскательская партия Г.З. Зборовского определила место примыкания Байкало-Амурской магистрали к Транссибу (Транссиб - Транссибирская магистраль - Великая Сибирская магистраль - ж/д. линия Челябинск - Омск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток связывает Европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. Протяженность около 7 тыс. км., построена в 1891 - 1916 г), им стал нулевой пикет трассы в 6 километрах от разъезда Тахтамыгда. Новая будущая станция получила название Бам. Так на карте страны появился наш поселок, с которого началось строительство железной дороги Бам - Тындинский (малого БАМа).
В 1937 году было открыто движение поездов на участке Бам - Тындинский.
В 1941 году головной участок БАМа - ветка Бам - Тында (в те времена это поселок Тындинский) была сдана в постоянную эксплуатацию.
Но в мирные планы страны вмешалась Великая Отечественная война. Гитлеровцы подходили к Волге. Решением Государственного Комитета Обороны на Волге срочно возводилась дорога, по которой из тыла к передовой могли доставляться войска и боевая техника.
В 1942 году для фронта были сняты рельсы И пyтeвое оборудование с железной дороги Бам - Тындинская. Рельсы переданы на строительство рокодной дороги (Саратов - Иловля) ДЛЯ подвозки резервов и материальных средств защитникам Сталинграда.
После Победы в Великой Отечественной войне поселок жил тру дно, как И вся страна.
БАМ в те времена был железнодорожной станцией, где находилось депо для ремонта вагонов, на колесах стоял медицинский поезд. В здании железнодорожного вокзала размещались билетная касса, диспетчеры, путейцы, буфет. Железнодорожники жили в домах барачного типа. Вместо дорог были деревянные настилы, которые строили заключенные. В 3 километрах от поселка на пойменной террасе реки Малый Ольдой был кирпичный завод, на котором работали жители поселка, военнослужащие и репрессированные люди из разных областей нашей страны. из этого кирпича был построен железнодорожный вокзал г.Благовещенска и другие объекты.
В 9 километрах от поселка был расположен филиал Благовещенского Дома инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны. Обслуживающий персонал и трудоспособные инвалиды занимались сельским хозяйством: содержали коров, лошадей, выращивали овощи, даже сеяли пшеницу и получали неплохой урожай. для сельскохозяйственных работ использовали преимущественно гужевой транспорт (лошадей, быков).
Из воспоминаний Дробит Михайлины Васильевны - бывшей репрессированной, которая в 21 год оказалась суровой зимой на станции Невер, где затем пилила лес, работала на Бамовском кирпичном заводе, в доме инвалидов. «Нас, молодых девчонок, посылали доставлять фураж для животных. мы должны были съездить в г.Сковородино И при везти корм. для этого запрягали по паре быков в телеги и мы погоняли их по дороге до города. А если по железной дороге в это время шел поезд, то машинист, видя молодых девушек, мог просигналить громким гудком, которого пугались животные и эти огромные быки убегали с дороги в кусты, а назад их вместе с телегой невозможно было вытащить, приходилось животных успокаивать, распрягать, выводить на дорогу и снова запрягать. Справиться с этой физически тяжелой задачей мог только мужчина - бригадир, которого отправляли вместе с девушками. На кирпичном заводе в те годы работали солдаты срочной службы и репрессированные. Кирпич после обжига в печах вручную перекладывали на носилки и переносили к месту складирования. Носилки были настолько тяжелыми, что руки непроизвольно разжимались».
Но в 1954 - 1955 году Дом инвалидов И ветеранов Великой Отечественной войны был переведен в Мазановский район, работа кирпичного завода приостановлена. Многие жители поселка переехали в поселок Тахтамыгда.
Второе рождение Бама.
Новая жизнь поселка связана с возрождением дороги БАМ-Тында. Малого БАМа.
Зимой 1971- 1972 года, когда мороз на улице достигал 55 градусов, на строительство линии Бам - Тында начали прибывать люди и техника. Не было ни жилья, ни баз, ни гаражей. Да их заранее невозможно было подготовить - с такой быстротой развертывалась стройка.
В одной из комнат вокзала на станции Сковородино приютилось управление «Бамстройпуть». Оно первоначально состояло из начальника - Валентина Иннокентьевича Мокровицкого и главного инженера - Василия Серафимовича Белопола. Здесь они первые месяцы и жили, и работали, а штат управления только формировался.
ГОРЕМ-28 на станции Бам построил несколько сборно-щитовых домов, контора находилась в здании вокзала. на станции начали отсыпать полотно для укладки дополнительных путей и под площадку звеносборочной базы. (Для сборки звеньев железнодорожных путей строящейся магистрали).
Начальником отдела временной эксплуатации дорог станции Бам в это время работал Анатолий Демидович Тарасевич. В его ведении были все грузы, приходящие в адрес Байкало-Амурской магистрали. Их прибывало все больше и больше со всех концов страны: рельсы, шпалы, скрепления, автомашины, тракторы, бульдозеры, лес, горючее, продукты, сборные дома, мебель - всего не перечислишь!
И всем этим беспокойным хозяйством управляет человек удивительной биографии. Анатолий Демидович Тарасевич - житель Белоруссии. В 12 лет потерял родителей, погибших от рук гитлеровских злодеев. Он смело пошел в лес, к партизанам. Этот паренек проявлял завидное хладнокровие, когда переодетый девочкой ходил в разведку в тыл к немцам, взрывал мосты, раненый вырывался из рук врага и контуженным добрался дл партизанского лагеря. В 12 лет он кровью заработал первую награду - медаль «За отвагу» и 9 наград в 16 лет, к концу войны.
И именно этот человек - верный защитник Родины, скромный труженик - Анатолий Демидович Тарасевич провожает взмахом желтого флажка всех, кого провожает на трассу Байкало-Амурской ...
А уже 14 сентября 1972 года крепкой рукой комсомольца-забайкальца Владимира Зверенова из бригады монтеров пути Ивана Зелицкого был забит серебряный костыль в первое звено новой дороги, состыковав его с Транссибирской магистралью. Так началось второе рождение Бама - поселка и БАМа - железной дороги, еще одного пути к океану.
8 июля 1973 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали».
В апреле 1974 года 17 съезд ВЛКСМ объявил сооружение Байкало-Амурской магистрали Всесоюзной ударной КОМСОМQЛЬСКОЙ стройкой. 3 мая 1974 года в Сковородино прибыл первый Всесоюзный комсомольский отряд в составе 300 человек во главе с Владимиром Мучицыным.
А 8 мая 1975 года в честь 30-летия Победы на трассе Бам - Тында было уложено последнее «серебряное» звено. 178 километров нового железнодорожного пути соединили Транссиб с Байкало-Амурской магистралью на пять месяцев раньше установленного срока.
31 октября 1977 года - сдана в постоянную эксплуатацию железнодорожная линия Бам - Тында.
Наш поселок все эти годы жил жизнью стройки - отсюда начиналось движение поездов на малом БАМе
В это время в поселке построена центральная котельная на б котлов, два 4-этажных дома по 24 квартиры с коммунальными услугами, улица одноэтажных деревянных жилых коттеджей, магазин на 4 рабочих места, столовая на 50 посадочных мест, отделение связи, библиотека, приемный пункт бытовых услуг для населения, вокзал, детский сад на 70 мест, начальная школа на 45 мест, очистные сооружения, баня на 5 мест, водозаборная станция, фельдшерско-акушерский пункт.
Радиофикация поселка осуществлена в октябре 1974 года, телефонизация отделения связи в феврале 1975 года. С 1977 года появилась возможность смотреть телепередачи.
В 1980 году возобновляется строительство кирпичного завода. В это же время было построено три 5-этажных БО-квартирных дома, средняя школа на 180 мест, клуб, отделение связи, еще одно здание детского сада на 240 мест, двухэтажное кирпичное здание общежития.
В 1974 году основан Солнечный Сельский совет (отошел от Тахтамыгдинского с/совета), в состав которого вошли село Солнечное, поселки Бамовский и Муртыгит, разъезды Горелый, Имачи. Первым председателем Солнечного сельского совета был Меркулов Константин Васильевич (1975-1979). Затем председателями Сельского Совета были: Семенов Александр Поликарпович (1980-1982), Веселко Николай Федотович (1982-1985), Абакумов Александр Викторович (1985-1989), Кучерук Анатолий Викторович (1989-1990), Волков Леонид Григорьевич (1990-2008).
Вы здесь: Главная Главная Администрация О муниципальном образовании История муниципального образования
13 июня 2024 года
12 июля 2024 года
24 июля 2024 года
Уважаемый Посетитель!
Вы просматриваете версию сайта для слабовидящих в следующем варианте:
2013 - 2024. Все права защищены.
Муниципальное казенное учреждение «Тахтамыгдинский и Солнечный сельсовет»..
Сайт solnechnyss.ru является официальным сайтом, а электронная почта info@solnechnyss.ru является официальной электронной почтой Муниципального казенного учреждения «Тахтамыгдинский и Солнечный сельсовет».
Лицензия на распространение информации, размещаемой на официальном сайте solnechnyss.ru Муниципального казенного учреждения «Тахтамыгдинский и Солнечный сельсовет»
Сайт solnechnyss.ru является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации.
Сайт разработан в ООО «КопыленКомпани»
Сайт размещён в ООО «Дом для сайта».